Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.
Составляющие функциональной грамотности
1. Читательская грамотность
Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни
2. Естественнонаучная грамотность
Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями
3. Математическая грамотность
Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты
4. Финансовая грамотность
Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
5. Креативное мышление
Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
6. Глобальные компетенции
Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем
ЧЕК-ЛИСТ самодиагностики готовности к формированию функциональной грамотности обучающихся
№ п/п
Мероприятие
Отметка об исполнении
1.
Сформировать схему (алгоритм, процесс) управления деятельностью по формированию функциональной грамотности: создать координационную группу управления процессом, а также методическую группу по видам функциональной грамотности (учебным предметам)
Сформирована
2.
Разработать и утвердить внутришкольный план мероприятий, направленный на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся, определить ответственных лиц
Разработан и утвержден
3.
Сформировать базу данных обучающихся 8-9 классов и учителей математики, естественнонаучных предметов, участвующих в PISA-2022 (8-9 кл.)
Сформирована
4.
Обеспечить контроль эффективности использования поставленного/приобретенного учебно-лабораторного оборудования при организации образовательного процесса (в первоочередном порядке оборудования, поставленного в рамках национального проекта «Образование»)
Внесены изменения в План ВШК на 2022-2023 учебный год
5.
Синхронизировать и интегрировать основную образовательную программу и программы дополнительного образования на базе образовательных организаций, учреждений дополнительного образования, сущностей национального проекта «Образование»
Частично
6.
Организовать мониторинг (диагностику) готовности к участию в исследовании обучающихся и педагогических работников
Мониторинг организован
7.
Организовать участие педагогических работников в курсах повышения квалификации по вопросам формирования функциональной грамотности
Курсы пройдены
8.
Организовать участие педагогических работников образовательной организаций в регионально-муниципальных управленческих семинарах-совещаниях по подготовке к участию в исследовании
Организовано
9.
Включить образовательные мероприятия федерального и регионального уровня в программы профилактики и коррекции учебной неуспешности (особенно в 8‒9 кл.)
Частично
10.
Обеспечить развитие воспитательных практик (волонтерство, детское\школьное самоуправление и т.д.) для обеспечения взаимообучения школьников функциональной грамотности
Внесены изменения в План воспитательной работы на 2022-2023 учебный год
11.
Обеспечить контроль систематичности и эффективности проведения учебных занятий по формированию функциональной грамотности в рамках урочной и внеурочной деятельности
Внесены изменения в План ВШК на 2022-2023 учебный год
12.
Обеспечить систему поддержки педагогических работников по включению в календарно-тематическое планирование, поурочные планы учителя заданий по формированию функциональной грамотности обучающихся
Внесены изменения в План методической работы на 2022-2023 учебный год
13.
Разработать и реализовать целенаправленные информационные кампании в образовательной организации, демонстрирующие и формирующие позитивное отношение к формированию функциональной грамотности
Частично
14.
Организовать и провести обучающие и просветительские мероприятия для родителей
Внесены изменения в План воспитательной работы на 2022-2023 учебный год
15.
Организовать размещение информации о формировании функциональной грамотности обучающихся на официальном сайте и официальных аккаунтах образовательной организации в сети Интернет
Размещена
Вариативная часть (с учетом необходимости и возможностей)
16.
Включить в школьную программу (в части внеурочных занятий, по федеральным государственным образовательным стандартам – до 10 часов) «подготовительные» предметы в формате «Учимся для жизни», тренировки с использованием электронного банка заданий для оценки функциональной грамотности» (https://fg.resh.edu.ru/), а также профориентационные занятия в контексте региональной/муниципальной специфики с учетом возможностей образовательной организации
Частично
Ресурсы по формированию и оценке функциональной грамотности