Общая информация
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.
Составляющие функциональной грамотности
1. Читательская грамотность |
Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни |
2. Естественнонаучная грамотность |
Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями |
3. Математическая грамотность |
Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты |
4. Финансовая грамотность |
Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни. |
5. Креативное мышление |
Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения. |
6. Глобальные компетенции |
Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем |
Нормативные документы
-
ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО для учителей «Об использование учебно-методических комплектов и электронных образовательных ресурсов при преподавании финансовой грамотности в образовательных организациях Приморского края»
-
Планы кураторов по формированию функциональной грамотности обучающихся
-
План повышения квалификации по направлению "Функциональная грамотность"
ЧЕК-ЛИСТ самодиагностики готовности к формированию функциональной грамотности обучающихся
№ п/п |
Мероприятие |
Отметка об исполнении |
1. |
Сформировать схему (алгоритм, процесс) управления деятельностью по формированию функциональной грамотности: создать координационную группу управления процессом, а также методическую группу по видам функциональной грамотности (учебным предметам) |
Сформирована |
2. |
Разработать и утвердить внутришкольный план мероприятий, направленный на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся, определить ответственных лиц |
Разработан и утвержден |
3. |
Сформировать базу данных обучающихся 8-9 классов и учителей математики, естественнонаучных предметов, участвующих в PISA-2022 (8-9 кл.) |
Сформирована |
4. |
Обеспечить контроль эффективности использования поставленного/приобретенного учебно-лабораторного оборудования при организации образовательного процесса (в первоочередном порядке оборудования, поставленного в рамках национального проекта «Образование») |
Внесены изменения в План ВШК на 2022-2023 учебный год |
5. |
Синхронизировать и интегрировать основную образовательную программу и программы дополнительного образования на базе образовательных организаций, учреждений дополнительного образования, сущностей национального проекта «Образование» |
Частично |
6. |
Организовать мониторинг (диагностику) готовности к участию в исследовании обучающихся и педагогических работников |
Мониторинг организован |
7. |
Организовать участие педагогических работников в курсах повышения квалификации по вопросам формирования функциональной грамотности |
Курсы пройдены |
8. |
Организовать участие педагогических работников образовательной организаций в регионально-муниципальных управленческих семинарах-совещаниях по подготовке к участию в исследовании |
Организовано |
9. |
Включить образовательные мероприятия федерального и регионального уровня в программы профилактики и коррекции учебной неуспешности (особенно в 8‒9 кл.) |
Частично |
10. |
Обеспечить развитие воспитательных практик (волонтерство, детское\школьное самоуправление и т.д.) для обеспечения взаимообучения школьников функциональной грамотности |
Внесены изменения в План воспитательной работы на 2022-2023 учебный год |
11. |
Обеспечить контроль систематичности и эффективности проведения учебных занятий по формированию функциональной грамотности в рамках урочной и внеурочной деятельности |
Внесены изменения в План ВШК на 2022-2023 учебный год |
12. |
Обеспечить систему поддержки педагогических работников по включению в календарно-тематическое планирование, поурочные планы учителя заданий по формированию функциональной грамотности обучающихся |
Внесены изменения в План методической работы на 2022-2023 учебный год |
13. |
Разработать и реализовать целенаправленные информационные кампании в образовательной организации, демонстрирующие и формирующие позитивное отношение к формированию функциональной грамотности |
Частично |
14. |
Организовать и провести обучающие и просветительские мероприятия для родителей |
Внесены изменения в План воспитательной работы на 2022-2023 учебный год |
15. |
Организовать размещение информации о формировании функциональной грамотности обучающихся на официальном сайте и официальных аккаунтах образовательной организации в сети Интернет |
Размещена |
Вариативная часть (с учетом необходимости и возможностей) | ||
16. | Включить в школьную программу (в части внеурочных занятий, по федеральным государственным образовательным стандартам – до 10 часов) «подготовительные» предметы в формате «Учимся для жизни», тренировки с использованием электронного банка заданий для оценки функциональной грамотности» (https://fg.resh.edu.ru/), а также профориентационные занятия в контексте региональной/муниципальной специфики с учетом возможностей образовательной организации | Частично |
Ресурсы по формированию и оценке функциональной грамотности
-
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности // fg.resh.edu.ru
-
Руководство пользователя с инструкцией для получения доступа к банку заданий
-
Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
-
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (7-9 классы) // fipi.ru